Авторские публикации



Концепт Буддизма в аналитической психологии К.Г. Юнга

Хрипко Елена Геннадиевна
Клинический психолог и психоаналитик

3. После разрыва с Фрейдом


После разрыва с Фрейдом к 1912, Юнг посвятил шесть последующих лет самоанализу. Поиск глубинных личностных ресурсов привел его к оригинальному способу самотерапии - рисованию мандал (космографических проекций психики). Юнг едва ли в полном объеме представлял себе смысл практики построения мандал в буддийской традиции. Он попросту пытался «схватить» психическое состояние в конкретный момент времени и графически выразить его субъективного содержания. Анализ созданных им самим и его пациентами мандал-проекций позволил Юнгу прийти к выводу, что мандала - это «формирование, преобразование, вечное воссоздание вечного Разума» [10, р. 45].

Юнгу казалось, будто коллекция этих мандал иллюстрирует проявление коллективного бессознательного. Выявленные символические отношения психики и его проективного выражения обнаруживало некую константность, проявляющуюся и в алхимической символике и образах, создаваемых шизофреническими пациентами и в мифологии различных культур различных, материалом для анализа, подтверждающим такую константность, послужили также и сновидения самого Юнга и его пациентов.

Суммированный итог исследования прозвучал в выводе: «Помимо нашего непосредственного сознания, которое имеет совершенно личностную природу и которое мы считаем нашей единственной эмпирической психикой (даже если мы к нему добавляем в качестве довеска личностное бессознательное) существует вторая психическая система коллективного универсального и неличностного характера, тождественная для всех людей. Это коллективное бессознательное не развивается индивидом: речь идет о наследии. Оно состоит из предсуществующих форм – архетипов, - которые могут стать сознательными только вторично – и которые дают определенную форму некоторым психическим содержаниям» [12, р. 43]. Из сказанного очевидно: коллективное бессознательное, согласно Юнгу, конституируется архетипами, определение которых охватывает психосоматическое единство инстинкта и образа.

Понятие «архетип» было введено К.Г. Юнгом в 1919 г., а в период размежевания с психоанализом концепция аналитической психологии оперировала понятием «исконного образа». Исконные образы соответствовали общеисторическим культурным мотивам. В 1917 г. Юнгом была сформулирована концепция доминант, определяющих функционирование психики. По Юнгу образы как таковые актуализируют цель инстинкта, но не являются психической репрезентацией влечений. Образы выступают представительством архетипов, причем четкого разграничения личного бессознательного и коллективного не существует. Архетип влияет на онтогенез по принципу конституирования – скрепляя психические события в некий аффективноокрашенный конгломерат.

Определенный класс образов получил в концепции Юнга наименование «имаго». Эти не формируются из актуальных переживаний, а базируются на бессознательных фантазиях или функционировании архетипов. Через призму имаго воспринимаются актуальные отношения. Так, родительское имаго подразумевает, что у ребенка существует врожденная способность формировать отношения с первичными объектами в континууме отрицательного и положительного полюсов образа. Положительный полюс аккумулирует такие проявления, как «материнская забота и отзывчивость, магическая власть женщины, мудрость и духовная экзальтация, превышающие здравый смысл, полезные инстинкты и импульсы, все доброе заботливое, поддерживающее, все, что питает рост и благополучие», в то время как отрицательный полюс собирает «нечто тайное, скрытое, темное; первичный хаос, мир мертвых, нечто поглощающее, соблазняющее, отравляющее, нечто ужасающее и неизбежное, как сам рок» [11, р. 82]. Отметим в этой связи стремление Юнга выявлять расщепленность образов имаго во многих культурах.

Наиболее часто в современных заимствованиях каких-либо восточных психотехник обоснованием их социокультурной востребованности служит апелляция с понятию «индивидуация». Юнг подразумевал под индивидуацией процесс и результат целостного развития личности, относимый ко второй половине жизни. Человеческую индивидуальность он объяснял проявлениями таких архетипических структур как: анимуса/анимы; персоны, тени и т.д. 4. Среди многочисленных архетипов Юнг указывал «Самость» - «квинтэссенцию архетипов» (Юнг), выступающую объединяющим и организующим началом человеческой психики. «В интеллектуальном отношении, - писал Юнг, - Самость является не чем иным, как психологическим концептом, ментальной конструкцией, предназначенной для выражения непознаваемой сущности, которую мы не можем осмыслить как таковую, поскольку по определению она превосходит наши способности понимания. Ее вполне можно было бы также назвать «Бог в нас». Первоначала всей нашей психической жизни, кажется неотрывно укореняются в этой точке, и все наши наиболее возвышенные и наиболее решающие акты, кажется, направляются к ней» [13, р. 238].

Создателем аналитической психологии была детально разработана типология, согласно которой психическое функционирование определено тенденциями экста- или интроверсии и четырьмя функциями психической жизни, а именно мышлением, чувством, ощущением и интуицией 5.



4

Побробно об архетипах см.: Хиллман Д. Архетипическая психология. СПб., 1996, С. 20-52; Юнг К.Г. Психика: структура и динамика. М., Минск, 2005, С. 57-90.

5

Подробно о юнгианской типологии см.: Шарп Д. Типы личности. Юнгианская типологическая модель. СПб., 1996, С. 38-94; Юнг К.Г. Психологические типы. М., Мн., 2006, С. 351-517.


Новости

1.8.2015 12:31
Психоаналитическая диагностика
В нашей библиотеке размещена книга: "Психоаналитическая диагностика - Понимание структуры личности в клиническом процессе". Эта книга замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана.

19.7.2015 11:55
Родителям о детях
На сайте размещена новая авторская статья «Родителям о детях». Данная статья рекомендуется для ознакомления всем родителям без исключения вне зависимости от возраста Вашего ребенка.

12.7.2015 21:31
Толковый словарь по аналитической психологии
На сайте размещен толковый словарь по аналитической психологии, который позволит интересующимся ориентироваться в специфических терминах аналитической психологии.

Все новости

2012-2015 © AleGreya.ru